Меню сайта
Расписание работы
библиотеки летом
Понедельник, среда
с 10-00 до 19-00 Вторник, четверг, пятница с 9-00 до 18-00 Суббота - выходной Воскресенье: 10.00-18.00 Последняя пятница месяца - тех. день. Библиотека ВКонтакте
и ребят младшего школьного возраста "ЧИТАЙки детской библиотеки г. Бердска" читают!" |
Бахарев В. С., Соколов А. А. Новая версия о возникновении Красного СоколаБахарев В. С., Соколов А. А. Новая версия о возникновении Красного Сокола // Бердские новости. - 2004. - 4 ноября.Работал я художником в Сталинградском училище... Ветеран труда Владимир Спиридонович БАХАРЕВ согласен с работниками музея в том, что этот микрорайон был основан где-то в 1942 году или в самом начале Великой Отечественной войны. А в версию о том, что с 1942 года по 1944 годы у нас здесь находился еще и запасной аэродром «Южный», который действовал от Новосибирской авиашколы летчиков, захотел внести поправку.
Правду откроет истребитель -Я живу в Бердскс с 1950 года. В конце «пятидесятого* в качестве вольнонаемного приступил к работе начальником и художником—оформителем гарнизонного полкового клуба Сталинградского военного авиационного училища летчиков (СВАУЛ) Работал в клубе до апреля 1953 года. Однажды в разговоре с одним из офицеров, старожилов гарнизона, я услышал такую историю жижи авиаполка. Гарнизон был обнесен ограждением из невысоких столбиков с натянутой колючей проволокой. Для транспорта были сооружены ворота с массивными вертикальными стойками около четырех метров высотой. Сверху стойки были соединены прочной металлической перекладиной. Мой собеседник, поведал мне: на этой перекладине ворот в свое время после войны был укреплен самолет истребитель И-16. Офицер категорически утверждал. что на этом истребителе летал начальник Сталинградского военного авиационного училища полковник Скарга. И он сказал еще, что когда самолет изрядно обветшал, его сняли с ворот. Я этот самолет не видел, поэтому данную версию излагаю, как есть. С 1938 года, с основания Новосибирской школы военных летчиков, над окраиной города летали истребители И-16 и Миг-15. Так продолжалось больше двадцати лет. Там готовили военных летчиков. Ремонтировали в авиамастерских технику Новосибирской школы, а затем и Сталинградского училища, жители нашего города.
Маршрут полета «Новосибирск» - «Бердск» Вторая история из жизни города связана с аэродромом «Южный». Одна из эскадрилий полка ежегодно выезжала в летний период для полетов на аэродром «Южный». Летом 1951 года замполит подполковник Чуксин направил меня как художника-оформителя на этот аэродром. чтобы определить, какую наглядную агитацию там разместить. Я прибыл на «Южный» с попутной машиной и увидел такую картину. На поле аэродрома стояли учебные самолеты Як-18, а в стороне от летного поля - несколько палаток, в которых жили курсанты. Напротив палаток деревянное сооружение-умывальник, еще одна палатка-столовая. И ничего больше. Я вернулся в гарнизон и доложил замполиту, что на «Южном» изделия наглядной агитации размещать негде. И больше никогда не ездил туда. Прошли годы. Отлетали самолеты-истребители на окраине Бердска. Летное пале использовала Новосибирская организация ДОСААФ. Бердчане, переселившиеся на новое место, нередко ездили летом за ягодами в район аэродрома «Южный». Однажды мы с женой отправились туда на велосипедах. Подъезжая к аэродрому, увидели на поле небольшой гражданский самолет, возле которого спокойно прогуливались пассажиры. Мы недоумевали: откуда прилетел этот самолет? Почему он совершил здесь посадку? Что с ним случилось? На поле не было никаких машин: ни пожарной, ни скорой помощи, ни заправочной, ни милицейской. Вскоре пассажиры вошли в салон самолета, и он благополучно улетел в сторону Бердска. В газете «Ленинский путь» об аварийной посадке самолета на аэродроме «Южный» не сообщали, а в «Известиях» я прочитал короткую информацию о том, что в Советском Союзе открыт самый короткий в мире авиационный маршрут «Новосибирск-Бердск», и был удивлен. В городе никто не видел аэровокзала, никто не летал в Новосибирск. Зачем же в солидной газете была опубликована эта «утка»? Лишь спустя время открылась истина. Сведущие люди рассказали, что после сооружения Новосибирской ГЭС, создания Обского моря, строительства Академгородка и переноса Бердска на новое место многим новосибирцам своими глазами хотелось увидеть то, о чем так много писали в газетах и сообщали по радио. Для этого и был организован туристский авиационный маршрут. Небольшой пассажирский самолет поднимался с внутреннего аэродрома Новосибирска, пролетал на небольшой высоте над гидроэлектростанцией, над акваторией Обского моря вплоть до Камня-на-Оби, а затем на обратном пути в Новосибирск делал посадку на аэродроме «Южный». Вероятно, один из этих самолетов мы с женой и видели, об этом самом коротком авиамаршруте и сообщалось в газете «Известия». Полеты были недолговременными, а потому многие бердчане об этом даже не знали.
Бердский аэродром уникален Захотел поделиться с нами воспоминаниями и ветеран войны, наш постоянный автор А. А. СОКОЛОВ. - С ноября 1943 года по апрель 1944 года я проходил военную службу в 22-м запасном стрелковом полку, который стоял в сосновом бору, где сейчас находится БЭМЗ. Мы приехали в поселок Бердск, а уезжали уже из города Бердск, что отразилось в нашем почтовом адресе. В апреле 1944 года отобранную группу солдат и сержантов полка направили на бердский аэродром для прохождения медкомиссии, сдачи экзаменов и дальнейшего направления на учебу в Купинскую авиашколу пилотов. Вся эта процедура продолжалась с неделю, и мы имели возможность познакомиться с аэродромом, на котором в то время базировалась Новосибирская авиашкола летчиков авиации дальнего действия (АЛД). Закончив эту школу, летчики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Из разговоров с офицерами и курсантами школы мы не раз слышали о Красном Соколе, где, по их словам, проживал командный и инструкторский состав школы, и видели, как их утром привозили на автомашинах из Красного Сокола, а вечером увозили обратно. На аэродроме, куда мы приходили еженедельно, располагались деревянные одноэтажные строения, в которых находились нужные нам медсанчасть и классные помещения. Курсанты школы проживали в казармах (там сейчас улица Маяковского). От аэродрома и до вокзала с водонапорной башней и поселка Красный Сокол было поле. Город Бердск не просматривался, его скрывал бор. В 1944 году поселок Красный Сокол был уже обжит, безусловно, возведен он был ранее и название свое получил от авиации: летчиков еще в предвоенное время называли «красными соколами», а позднее, в период войны, уже «сталинскими соколами». Не вызывает никакого сомнения государственный акт — Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 февраля 1944 года о преобразовании рабочего поселка Бердск в город с включением в городскую черту поселка Красный Сокол. Это значит, что поселок авиаторов уже был ранее: построен и обжит теми, для кого предназначался. На аэродроме были служебные помещения, и никто там не проживал. Бердский аэродром уникален по своим данным, и он никогда не пустовал как в довоенный период, в войну, так и сейчас. Здесь находились и другие авиационные учебные заведения, а их постоянный личный состав в те времена проживал в Красном Соколе. Версию заведующей отделом Бердского городского музея Натальи Федоровны Шаленковой я вполне поддерживаю. Что касается мнения, также озвученного в статье, по поводу одного дома на улице Красный Сокол: «В этом ныне существующем в Красном Соколе доме в годы Великой Отечественной войны жили сталинградские летчики. Толщина его стен способна выдержать осаду. В случае чего...», то, по моим сведениям, этого дома, как и Сталинградского авиационного училища, в период войны здесь не было. Дом был построен военнопленными немцами в первые послевоенные годы, о чем свидетельствует металлическая табличка в стене дома с буквами «НКВД».
|
Библиотека
нового поколения Поиск по сайту
Новинки
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||