"БИНО", 2013. - №2.
Что читают наши дети?
23 марта в Центральной детской библиотеке Бердска состоялась дискуссионная площадка «Что читают наши дети?» Этим мероприятием бердские библиотекари дали старт ежегодной Неделе Детско-юношеской книги.
На мероприятии присутствовали педагоги школ города, школьные библиотекари, библиотекари муниципальных библиотек, родительская общественность, десятиклассники одной из школ города, журналисты городских изданий. Организаторы Площадки начали мероприятие с подведения итогов проведенного в феврале 2013 года анкетирования детей и школьников г. Бердска. В объектив опроса попали дети от 9 до 18 лет, не являющиеся читателями ни одной из семи муниципальных библиотек. Целью анкетирования было выяснить, что читают наши дети. Всего было опрошено 132 человека, среди которых 88 девочек и 44 мальчика.
Подобное анкетирование достаточно часто проводится в наших библиотеках, но там принимают участие дети, которые пришли в библиотеку за книгой, так или иначе, дети читающие. Нам же хотелось подтвердить или опровергнуть утверждения, которые в последнее время муссируются в СМИ: интерес к чтению у детей школьного возраста снизился, домашние библиотеки и семейные чтения – это огромная редкость, компьютер и электронные игры заслонили собой книгу.
На вопрос: «Чем для вас является чтение?» 56% ребят (младшая группа, до 14 лет) и 60% (старшая группа, до 18 лет) ответили, что чтение для них – это средство получения информации. 36% ребят младшей группы и 52% из старшей группы относятся к чтению как к средству проведения свободного досуга. Только для 2% ребят обеих возрастных групп чтение оказалось «пустой тратой времени», и для 5% детей до 14 лет – «ничем». Согласно проведенному исследованию, первую строчку в рейтинге популярности литературных жанров в обеих возрастных группах заняли фантастика и фэнтези, за ними оказались детективы, затем современная проза и любовные романы. Русской и зарубежной классической и литературе отдают предпочтение единицы, и уж совсем немногие ребята, особенно из старшей группы, читают стихи и знают современных поэтов. Чаще всего опрошенные дети читают учебники и литературу по школьной программе.
Интересовал библиотекарей и вопрос, где ребята берут книги для чтения. Подавляющее большинство в обеих возрастных категориях назвали библиотеки, почти такое же количество опрошенных назвали основным источником Интернет, далее по убывающей были названы книжные магазины, друзья и знакомые. Домашней библиотекой пользуются 7% наших респондентов. Половина опрошенных ребят предпочитают традиционную книгу, а вторая половина – электронную.
Около 30% ребят из младшей и старшей групп на вопрос: «Каких авторов вы знаете?» называли Л. Толстого, А. Чехова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Многие подростки признавались, что «классика их напрягает».
А вот одними из самых популярных книг для детей остаются книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере, в старшей группе среди девочек – романы о приключениях Анжелики и «Унесенные ветром» М. Митчелл, среди юношей – книги серии «STALKER». В список читаемых отечественных авторов попали: Д. Донцова, Т. Крюкова, М. Семенова, С. Лукьяненко, Е. Вильмонт, Д. Емец, Б. Акунин. Среди зарубежных были названы: Д. Браун, Л. Бессон, С. Майер, П. Коэльо, Ж. Уилсон, М. Витчер, Э. Хэмингуэй.
В свою очередь, сотрудники юношеского отдела Центральной библиотеки провели исследование юношеского чтения. По его итогам была подготовлена электронная презентация «Книги нашей молодости», составленная на основе опросов читателей разных поколений. С ее помощью можно узнать, что читала молодежь 1970–90-х годов.
Библиотекари могут с уверенностью сказать, что наши дети все-таки читают, хотя и не так много, как нам бы хотелось. Но изменился характер чтения, оно стало прагматичным, деловым. Ушло в небытие время, когда читали запоем, когда человек в любой жизненной коллизии искал помощь и подсказку в книге, ощущал духовную потребность в ней. И мы видим, что долг библиотекарей, родителей и педагогов в объединении при решении проблемы сохранения престижа чтения и библиотек; мы ищем пути для ее успешного решения.
И. В. Суворова, заместитель директора по библиотечной работе ЦБС г. Бердска
|