Вопросы теории и практики библиотечного обслуживания детей и подростков в Алтайском крае : научно-методический сборник. Выпуск 14 / Министерство культуры Алтайского края, Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской ; составитель Л. М. Чудинова ; ответственный редактор Л. В. Санкина. – Барнаул, 2023.
"БИНО", 2024 - №4 (148).
ШКОЛА ИГРУШЕК
В Центральной детской библиотеке города Бердска три года работает клуб «Школа игрушек», который посещают 15 детей дошкольного возраста. Занятия в клубе проводятся еженедельно по 40 минут.
В Центральной детской библиотеке города Бердска три года работает клуб «Школа игрушек», который посещают 15 детей дошкольного возраста. Занятия в клубе проводятся еженедельно по 40 минут.
Ребенок редко без поддержки взрослых может самостоятельно увлечься чтением. Значит, надо научить детей полюбить книгу. Пробуждая интерес к книге в раннем возрасте, мы последовательно формируем в ребенке личность будущего читателя, развиваем кругозор, духовные и эстетические потребности, способности к эмоциональному восприятию художественных произведений, к сопереживанию.
Почему возникло название «Школа игрушек»: игрушка – это не только источник радости для ребенка, созданный для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша. Игрушки – важные атрибуты клубных встреч – помогают донести до детей нужную информацию, да и дети зачастую приходят на занятия со своими любимыми игрушками.
Цель создания детского клуба формулировалась как «формирование раннего интереса к книге и чтению через игру и творчество. Интерактивные занятия с элементами чтения вслух, театрализации, творчества нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей и творчески себя реализовывать».
У Корнея Ивановича Чуковского есть формула: «Игра – творчество – развитие», которой мы стараемся следовать и организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, и каждый ребенок испытывал бы потребность в чтении.
В основу каждого занятия закладывается какая-либо книга, отрывок из которой читается вслух и обсуждается. Вниманию детей предлагались такие произведения, как Джулия Роулинсон «Лисенок Лютер и летнее представление»; Гай Даниелс «Ведьмочкин торт, или Как Элла пошла в школу»; Эрик Карл «Грубиянка в крапинку»; Ирина Зартайская «Пряник и Вареник. Семь цветов лета»; Квентин Гребан «Сюзетта ищет маму»; Джессика Мартинелло «Чистят ли монстры зубки?» и др.
Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать их нравственные качества.
Программа клуба построена с учетом возрастных особенностей, чтобы в процессе привития интереса к чтению осуществлялось комплексное развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка, а также развитие усидчивости и мелкой моторики рук.
Для повышения эмоционального настроения детей и снижения утомляемости во время занятий предусмотрены смены деятельности: игровая, творческая, музыкальная и пр.
Каждое занятие состоит их двух частей: познавательно-информационной и творческой. Например, познакомившись с книгой Андрея Усачева «Правила дорожного движения», мы переходили дорогу по пешеходному переходу и учились ориентироваться в городе, изучали дорожные знаки и цвета светофора, в конце занятия ребята самостоятельно подготовили памятку по правилам дорожного движения.
С книжкой Джессики Мартинелло «Чистят ли монстры зубки?» ребята узнали о важнейшей роли зубной щетки, искали хитрых кариозных монстров и выполняли секретную миссию стоматолога! А затем с помощью импровизированных зубных щеток выполняли супергеройскую работу – чистили крокодилу зубки. С литературными героями Пряником и Вареником из книжки Ирины Зартайской «Семь цветов лета» отправились гулять по радуге (которую нам заменил разноцветный ортопедический коврик), вспоминали цвета радуги и их расположение. С главным вопросом – откуда берется радуга – помог разобраться наш друг мяч Смайл.
По истечении трех лет работы клуба можно говорить о результатах. Через знакомство с 50 произведениями детской литературы разных тем и жанров расширился кругозор участников. После развивающих занятий дети проявляют интерес к чтению, демонстрируют новый уровень восприятия и обсуждения произведений, с удовольствием берут книги домой. При изготовлении поделок ребята овладели техническими умениями работы с ножницами, линейкой, кистью и поделочными материалами.
Созданный клуб привлекает не только новых маленьких читателей, постоянных посетителей библиотечных залов, но и родителей, которые по-новому открывают для себя библиотеку. Они обмениваются опытом воспитания, находят единомышленников. Вырос спрос на педагогическую литературу и литературу для семейного чтения. Раз в месяц для родителей проводятся тематические беседы и обзоры: «Детские страхи и их преодоления», «Первые шаги в мир книг», «Семейное чтение и его значение» «Уроки Елены Ульевой» и другие.
Объективные результаты нашей деятельности, положительные отзывы родителей дают нам уверенность в том, что выбрана правильная форма работы.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». А мы считаем, что это дорога не только к сердцу ребенка, но и к приобщению его к чтению.
Ю.А. Балутина, библиотекарь Центральной детской библиотеки ЦБС г. Бердска |