Центральная детская библиотека
Вторник, 19.03.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Центральная детская библиотека г. Бердска

Меню сайта
Расписание работы
библиотеки
Понедельник, среда
с 10-00 до 19-00
Вторник, четверг, пятница
с 9-00 до 18-00
Суббота - выходной
Воскресенье
10-00 до 18-00
Последняя пятница месяца - тех. день.
Бердск - частица малая России
Библиотека ВКонтакте
Группа для родителей
и ребят
младшего школьного
возраста
"ЧИТАЙки
детской библиотеки
г. Бердска"
"Подростки Бердска
читают!"
Статистика
Яндекс.Метрика
Форма входа

О семейном чтении

Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная ВАМИ.

 

Андрей Сметанин: Чтение важнее котлет!

В том, что ребенок не читает, виноваты взрослые! – вынес вердикт всем нам поэт Андрей Сметанин. На встрече Литературного клуба «Сундучок» современный детский писатель поговорил с родителями о чтении. Серьезно (и не очень) он ответил на вопросы о том, что читать и как читать детям? Почему не все современные дети хотят читать, что делать с этим и нужно ли что-то с этим делать? С чего начинать знакомство с книгами, и до какого возраста читать детям вслух?
 
 
Андрей Сметанин – известный детский поэт, член Союзов писателей России и Беларуси, председатель правления Международного творческого объединения детских авторов, самый успешный детский автор Беларуси 2010-2012 гг. по версии портала TUT.BY. Является автором и руководителем международной программы по поддержке детского и семейного чтения «Читающие дети - цветущая страна!»
 
 Все писатели чутко реагируют на проблемы, которые происходят в обществе. На мой взгляд, сегодня в том, что дети стали мало читать, таится реальная угроза. Если так будет продолжаться, то через 30 лет у нас будет поколение, которое выросло на детских стрелялках. Представьте, что они когда-нибудь будут управлять государством. Мне не очень хочется жить в таком обществе, где всем будут управлять «черепашконинзевые» дети. Чтобы этого не случилось, я стараюсь активно поднимать эту тему. И стараюсь говорить со взрослыми, а не с детьми. Ведь в том, что не читает ребенок, в первую очередь виноваты взрослые. Мы с вами. 
 
- Ученые установили, что когда взрослый читает или ребенок слушает, то у него задействуется максимум клеток головного мозга, - продолжает Андрей Сметанин. -  Ни один другой вид деятельности не дает такой нагрузки на мозг. Соответственно, если ребенок растет, развивается и недочитывает, то получается, что он вырастает недоразвитым и глупым. Это как мышцы в спорте: если их не тренировать, то ребенок будет хилый. Так же и с мозгом. И виноватыми будут взрослые. 
 
- В каком бы состоянии мы не пришли с работы, мы знаем, что ребенка надо покормить. Даже если это поздно вечером, если очень устали, из последних сил мы доползаем до холодильника, чтобы накормить своего малыша. А вот почему по отношению к книге у нас нет такого чувства ответственности?! Хотя чтение, может быть, более важно, чем котлета... 
 
-Хорошо, а сколько нужно читать ребенку в день, чтобы он вырос умным? – звучит вопрос из зала. 
- Чтение должно быть у ребенка каждый день. Это факт! Нет определенной нормы: например, читать необходимо 80 минут 19 секунд в день, иначе будет плохо. Каждый определяет время в силу своих возможностей. 
 
- До какого возраста надо читать детям? – снова и снова родители задают свои вопросы.
- Ребенку нужно читать вслух до 12 лет. Хотя в это время дети уже сами прекрасно читают, но если есть возможность, то берите книгу, не стесняйтесь. 
В психологии есть понятие зона актуального развития и зона ближайшего развития. Если ребенок читает сам, то он в состоянии усвоить только то, что хорошо знает. А родители, читая вслух, могут объяснять детям то, что им не понятно, и тем самым развивать кругозор. Ведь в 12 лет ребенок знает далеко не все. 
И важно, чтобы в полной семье читали вслух и мама, и папа. Это скрепляет отношения в семье. Книга становится одним из лучших совместно пережитых моментов жизни. Важно, чтобы вы ввели ребенка в мир книг, познакомили со своим любимыми героями, которыми наслаждались в детстве. Как правило, такие дети во взрослой жизни вырастают более счастливыми людьми. 
К сожалению, если до 12 лет чтение не вошло в привычку, то после 12 это вряд ли случится. В подростковом периоде появляются уже совсем другие интересы.  
 
- У меня есть пример семьи, в которой мальчику 14 лет и он просит родителей ему почитать на ночь. В той семье это традиция. Может, не каждый день, но читают, - делится со всеми слушатель.
- Знаете такую книгу - «Как роман» Даниеля Пеннака? Там есть пример, когда преподаватель приходит к студентам и читает им, не задавая вопросов, не предлагая обсудить, не устраивая зачетов. На самом деле это в любом возрасте полезное и хорошее занятие. 
Чтение и для взрослых полезно. Оно улучшает сон. Читающие люди дольше живут, у них меньше болезней, связанных с головным мозгом (Альцгеймер и прочие). Если же говорить о подростках, то читающие дети чувствуют себя уверенней – у них хороший багаж знаний, который они могут применить при разговоре с разными людьми. Более уверенные люди  - более успешны. 
 
- С какого возраста надо начинать читать ребенку и какую первую книгу вы бы посоветовали?
- Самое главное, что это не должно быть искусственным и «в напряг». Это должно происходить естественно.
Как только ребенок родился, уже можно читать ему колыбельные и потешки. Это основы. Есть стихи для самых маленьких, которыми можно сопровождать каждое ваше действие: купание, массаж, переодевание… Сейчас даже говорят, что и во время беременности полезно читать детям. Так что с нуля или даже с минуса нужно начинать. 
Кстати, все эти стишки легко запоминаются. Пару раз прочитали, вслух повторили и все. 
Если говорить о современных авторах, которые пишут для младенцев, то я предлагаю Анастасию Орлову, Нину Пикулеву. 
 
- Есть мнение, что ребенку не надо читать стихи, потешки, а стоит сразу приступать к серьезной детской литературе. Вы согласны с этим?
- Установлено, что дети, которым читают в дошкольном возрасте стихи, быстрее учатся читать сами. В стихах ребенок запоминает не буквы, а звуки – фонемы. А в стихах их концентрат. Игра звуков, ритм, рифма – это все дает сконцентрированные звуки, которые легко запоминаются ребенком.  
Самое главное вначале сформировать навык чтения и привычку читать. Главное, чтобы было преимущество книги перед компьютером и телевизором. Если ребенку давать свободный выбор: чтение или мультики, то он всегда выберет мультфильмы. Но в этой ситуации родителям необходимо проявить волю тирана. 
 
- Что делать, если ребенок не любит русские народные сказки? 
- Ну, ничего. В самом начале важно потворствовать их вкусам. Любят книжки про пиратов, значит, читайте про них. Главное, превратить чтение в интересное для них занятие. Очень важно детям просто читать. Не надо их экзаменовать «Что ты понял?», «Расскажи, о чем книга?». Чтение должно приносить удовольствие. 
 
- Насколько важно покупать детские книги с иллюстрациями? 
- Очень важно. Хорошая детская книжка содержит и хорошие картинки, и бумагу приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса чтения малыш получал удовольствие. 
 
- Насколько важно показывать ребенку любовь к чтению? Ведь многие родители читают вслух детские книги, но взрослые просто не открывают. 
- Можно сколько угодно говорить о важности чтения для ребенка, но если он будет видеть, что родители прилипли к телевизору перед бесконечными сериалами, то это никакого эффекта не даст. Ради собственного ребенка надо иногда наступать на горло любви к сериалам, выключать ящик и брать книжку. Хорошая детская книга интересна всем. Когда взрослый читает детскую литературу, он тоже получает удовольствие. В детстве мы книги воспринимали совсем иначе, чем сейчас. Я сам с удовольствием читаю своему ребенку любимые детские произведения и открываю там абсолютно новые смыслы для себя. Это становится хорошим пространством для общения между мной и сыном.  К сожалению, сейчас очень мало общения между взрослым и ребенком, а книга объединяет хотя бы на полчаса.
 

- Нужны ли вообще современные авторы, уже столько всего написано?

- Обязательно нужны, потому что, при всем уважении к классикам, ребенок должен из книжек получать представление о том, что его сейчас окружает. А у Чуковского с Барто как ни ищи, а ни про мобильный телефон, ни про компьютер, ни про микроволновую печь не найдешь. 

 

- А что вы советуете детям, которые любили читать до 6 лет, а потом у них просто пропадал интерес к книгам? 

- Я думаю, в такой ситуации утерян баланс между компьютером, телевизором и книгами. Ребенок слишком увлекается компьютером. Есть вопросы, в которых родители должны проявлять твердость, и чтение входит в их число. Да, иногда хочется разгрузить себя, и для этого родители ставят мультики. Но этот путь ведет к тому, что ребенок не будет читать. 
 
- Как вы относитесь к комиксам? 
- Комиксы – это все равно книга. Там есть текст. А еще есть картинки, которые привлекают детей. Там есть сюжет, идея. Просто в комиксах короткие диалоги, и ребенку их проще читать. В любом случае, это гораздо лучше, чем компьютеры и телевизор.
 
- Как вы относитесь к электронным книгам и чтению через монитор? 
- Абсолютно не важно, какой вид чтения выбрал ребенок, важно, что он читает. Просто для самого маленького ребенка необходима картинка, ощущение бумаги. Для того, кто постарше, вполне подойдет электронная книга. Это даже лучше, ведь современным детям важно вписываться в окружение. 
Воздействие чтения на ребенка от электронного носителя не ухудшается. Тем более, электронная книга не так вредна, как планшет. У нее электронные чернила, а планшет мерцает. Я своему ребенку не разрешаю читать с телефона или с планшета, а вот с электронной книги, пожалуйста.  Это очень удобно, особенно в поездке.
Не важно, с какого носителя вы читаете ребенку, важно, что вы читаете и с каким настроением !
 
Автор;  Анна Копач    7 апреля. 2014 год.
 

Семейное чтение. Зачем?

    Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.

    Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств:  «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».

    Семейное чтение  — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

    Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться  — зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

    Один из напрашивающихся ответов  — дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.

    А ведь само по себе чтение вслух  — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

    Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь  — возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните  — мировая художественная литература и программа передач на сегодня  — возможности для выбора несопоставимы.

    А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

    Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание  — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому  — все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

    Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

    Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.

    Чтение вслух  — это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение».

 

Как приучить ребенка к книге.

 

Уважаемые родители, сам ребенок  не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь.

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» - будет так, дадут «Черепашек   ниндзя»   и   рисованного  Диснея - будет  иначе,   просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты — получится что-то еще.

Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению.
 
           Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!
          Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге
Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно:  если  вы видите,  что предложенная  вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.
 
Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.
 
Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.
 

           Пробудите у ребенка интерес к чтению.

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса - час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.
 
           Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.
 

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

 
         С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что - нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.
 
Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.
 
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.
 

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное — хотя бы на короткое время, удержать его внимание.

Наверх

Библиотека
нового поколения
Электронные каталоги библиотек Бердска
Электронный каталог
Электронные каталоги библиотек области
Электронный каталог
Поиск по сайту
Оценка качества работы
детской библиотеки
Комплектуем фонд вместе
Новинки
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
НЭБ Свет
Друзья сайта

ЦДБ Бердска © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz